Оформите запрос на демонстрацию системы

Мы свяжемся с вами в течение одного рабочего дня, чтобы определить ваши потребности и удобный формат демонстрации системы DIRECTUM:

Заказать демонстрацию

По вопросам выбора и приобретения:
present@directum.ru
+7 (341) 272-11-00

Вверх
@DIRECTUMCompany:   Пожалуйста, подождите, загружаем данные из twitter...
Читайте также практические материалы об автоматизации задач и процессов:

Рынок СЭД 2015: хорошая функциональность может быть дешевой

Максим Кайнер, бизнес-аналитик компании DIRECTUM, оценил итоги и перспективы развития российского рынка СЭД, а также рассказал об основных проблемах, стоящих на пути импортозамещения.

CNews: Как вы оцениваете итоги развития российского рынка СЭД в 2014 г.?

Максим Кайнер: Фиксировать развитие рынка можно с разных точек зрения. Во-первых, важны его объем и динамика. В 2013 году, по данным IDC, объем российского рынка систем управления контентом вырос на 9,3% и превысил $155 млн в ценах поставщиков (объем всего российского рынка ИТ составил $34,49 млрд). Аналогичных данных за 2014 год еще нет, но можно предположить, что в долларовом выражении рынок просядет, сохранив некоторую положительную динамику (5–10%) в рублевых ценах. Это, конечно, в целом отрицательная динамика. Одна из причин просадки — снижение спроса, которое пришлось на четвертый квартал, обычно богатый на закрытие сделок; компании, откладывавшие принятие решения о покупке на конец года, из-за нестабильности решили еще дольше придержать бюджеты. Во-вторых, развитие рынка целесообразно оценивать с точки зрения эволюции технологий и функциональности продуктов. В 2014 году мы следили за многими интересными трендами на рынке СЭД в России. К примеру, среди них — мобильность, SaaS-решения, большие данные.

Мобильность прочно встала на ноги. На наличие ECM-приложений для разных платформ заказчики смотрят, как на само собой разумеющееся предложение вендора. Спрос при этом пока не велик (около 10% компаний, приобретающих систему, докупают мобильные приложения), но система, с которой нельзя работать с гаджетов, считается как минимум морально устаревшей.

Облака начали привлекать к себе внимание в сфере корпоративных информационных систем, в частности ECM. Основные российские ECM-вендоры входят в 2015 год, имея в числе решений SaaS-продукты, но пока о реальных проектах слышно немного. Наша компания, официально представив DirectumRX в начале года, имеет только несколько завершенных проектов. Среди причин — недоверие к хранению корпоративных данных в облаках, вопросы адаптируемости и масштабируемости решений.

Большие данные — перспективный тренд для нашего и зарубежного ECM-рынка. В 2014 году мы пришли к четкому пониманию, что в СЭД могут содержаться полезные большие данные (в особенности у компаний, внедривших систему более 2–3 лет назад). Современные системы умеют их накапливать, но о полноценном анализе говорить рано. Сейчас появляется интерес к анализу накопленных данных, поэтому тренд может развиваться дальше в сторону повышения «интеллектуальности» СЭД. Здесь на передний план выйдут платформенные возможности, мощность ECM-инфраструктуры.

В-третьих, оценивая рынок, мы обращаем внимание на зрелость спроса. Уже несколько лет наблюдается выход СЭД за рамки автоматизации канцелярии и организации архива электронных документов, движение от локальных к сквозным бизнес-процессам, востребованной становится глубокая интеграция систем, электронный документооборот распространяется за рамки одной компании.

Сегодня на базе нашей ECM-системы с мощной платформой и гибким инструментом разработчика как нашими силами, так и силами десятков партнеров, строятся прикладные и технические решения для сотен различных задач конкретных заказчиков. В 2014 году тенденция подтвердилась — были востребованы не только базовые вещи, но и расширенный функционал.

CNews: Насколько актуальна, по вашему мнению, тема импортозамещения в этой области?

Максим Кайнер: Тема импортозамещения, несмотря на громкую подачу в 2014 году, остается не до конца проработанной. Инициативы государства, достаточные как минимум для существенного развития в нашей области, не были реализованы. Важные для поддержки импортозамещения вопросы остаются нерешенными. Есть подозрения, что из-за экономических сложностей государство не сможет уделить должное внимание их проработке, а также не сможет направить необходимые денежные ресурсы в эту область. Отток ликвидности и сокращение денежной массы не позволят обеспечить финансовую поддержку отечественных разработчиков. Только административного ресурса, к примеру, в госкорпорациях, может оказаться недостаточно для поддержки спроса на российские системы. Шанс российских вендоров — это удорожание западных продуктов и их обслуживания, которое неизбежно при просадке национальной валюты более чем на 40% за последние 12 месяцев.

Сама по себе проблематика лежит на поверхности, поддерживать отечественных разработчиков ПО логично и перспективно. В развитии заинтересованы и сами компании, и государство, и заказчики корпоративных информационных систем.

В области СЭД есть несколько отечественных игроков, которые соревнуются с присутствующими на рынке западными вендорами по проработанности, функциональности и надежности. Решение в пользу того или иного отечественного продукта (или же в пользу иностранного решения) всегда будет принимать заказчик, который ориентируется на эффективность и окупаемость проекта. Игра достаточно честная; есть примеры «слезания с иглы вендора» и перехода на новые более выгодные с точки зрения поддержки системы. В 2015 году тенденция может укрепиться, скорее всего, естественным образом из-за валютных курсов, нежели за счет активного вмешательства государства.

CNews: Какие возможности СЭД наиболее востребованы заказчиком сегодня?

Максим Кайнер: СЭД остается в первую очередь инструментом для автоматизации работы канцелярии, организации оперативного и архивного хранения электронных документов, а также для управления простыми бизнес-процессами, но в последние годы востребованы и другие решения. Так, в 2014 году около 53% наших заказчиков (и новых, и развивающих систему) помимо базового функционала приобретали лицензии на модули и решения, связанные с управлением финансовыми документами и договорами, управлением взаимодействием с клиентами, проведением тендеров, автоматизацией обращений граждан и организаций, HR-вопросами, взаимодействием с клиентами и т.д. Около 17% приобретенных лицензий пришлись именно на модули и компоненты, предназначенные для решения предметных задач, а не просто для автоматизации документооборота — соотношение достаточное, если учесть, что базовый функционал может быть востребован абсолютно всеми офисными работниками, а пользователями конкретных прикладных решений, как правило, становятся сотрудники профильного отдела и лишь некоторые участники процессов из других подразделений.

Спрос наблюдается и на мобильные ECM-решения. Среди наших клиентов около 10% компаний за последние 1,5 года помимо десктоп-клиентов докупают также и мобильные приложения. Около 87% таких заказчиков смотрят только на решения для топ-менеджеров, 8% — обеспечивают мобильным рабочим местом мидл-менеджеров и руководителей групп, а 5% — готовы платить за мобильные решения для рядовых сотрудников.

CNews: Каковы перспективы российского рынка на ближайшие 3 года?

Максим Кайнер: В краткосрочной и среднесрочной перспективе рынок систем управления корпоративным контентом продолжит быть конкурентным за счет наличия спроса, причем отечественные вендоры укрепят свои позиции.

Во-первых, будет появляться все больше крупных проектов внедрения российских систем. Западные разработчики, заполучившие многих клиентов-гигантов в первые 10–15 лет становления российского рынка ECM, не столь активны с точки зрения продвижения продуктов. При этом зарубежные системы дороже отечественных аналогов, подтянувшихся в последние годы и не уступающих по функциональности и масштабируемости.

Во-вторых, не остановится развитие уже внедренных систем у средних и крупных заказчиков. Получив положительный опыт работы с внедренцами и бизнес-консультантами, ощутив первый эффект от использования СЭД, компании охотнее выделяют бюджеты на дальнейшую автоматизацию. Если уже внедренная ECM-платформа позволяет решать новые задачи, многие заказчики развивают именно ее. За последние 3 года более 40% продаж нашей компании — это допродажи нового востребованного функционала текущим клиентам.

В-третьих, должна появиться конкуренция за малые и средние проекты. Сыграют свою роль и экономическая ситуация (заставляющая вендоров смотреть на новые сегменты рынка), и развитие SaaS-технологий в области ECM в нашей стране. Тормозящий фактор для резкого увеличения объема рынка в данном сегменте — наличие финансовых трудностей у небольших компаний-заказчиков, которые обычно привлекают более дорогие деньги и не имеют бюджетов даже на относительно недорогие ИТ-проекты.

При этом ожидать существенной положительной динамики в денежном выражении в целом по рынку не нужно. Скорее всего, в 2015 году мы увидим рост менее 5% (вероятна и небольшая просадка). Этот уровень может поддерживаться в ближайшие 3 года, после чего ежегодный прирост объемов снова вернется к отметке примерно в 10%.

Источник: CNews

Перейти к полному списку аналитики

Кнопка
связи