Оформите запрос на демонстрацию системы

Мы свяжемся с вами в течение одного рабочего дня, чтобы определить ваши потребности и удобный формат демонстрации системы DIRECTUM:

Заказать демонстрацию

По вопросам выбора и приобретения:
present@directum.ru
+7 (341) 272-11-00

Вверх
@DIRECTUMCompany:   Пожалуйста, подождите, загружаем данные из twitter...

Интервью с директором по ИТ Росбанка Денисом Сотиным

Ключевые направления ИТ-стратегии Росбанка на 2015-2017 гг.: обеспечение высокого уровня доступности сервисов банка, повышение оперативности и качества реализации проектов банка, а также снижение затрат.

На данном этапе Росбанк ориентируется на оптимизацию внутренних ИТ-процессов, повышение эффективности работы имеющегося персонала, оптимизации имеющегося ИТ-ландшафта, включая инфраструктуру.

TAdviser: Денис Владимирович, расскажите, пожалуйста, об ИТ-стратегии Росбанка. Каковы ее ключевые направления?

Денис Сотин: В июне прошлого года в Росбанке была принята стратегия развития бизнеса до 2017 года, которая является частью глобальной стратегии группы Societe Generale. Реализация задач, поставленных в новой стратегии, потребовала совершенствования бизнес-процессов в банке, что, в том числе, отразилось и на деятельности ИТ-блока. Потребности бизнес-подразделений изменились, было принято решение о разработке и утверждении новой ИТ-стратегии на 2015-2017 годы. При этом мы ориентировались на собственное долгосрочное видение целевого ИТ-ландшафта, соответствующее лучшим практикам, в том числе других банков Группы.

К настоящему моменту новая ИТ-стратегия находится на высокой стадии готовности. Рассчитываем согласовать и утвердить ее в середине года. В дальнейшем этот документ станет рабочими будет пересматриваться каждый год, с учетом внешних и внутренних условий, корректировок бизнес-стратегии банка и т.д.

Новая ИТ-стратегия предусматривает значительное изменение ИТ-ландшафта банка в среднесрочной и долгосрочной перспективе (3 и 10 лет соответственно). Уже сейчас мы можем предварительно обозначить ее ключевые направления: обеспечение высокого уровня доступности сервисов банка, повышение оперативности и качества реализации проектов банка, а также снижение затрат.

На данном этапе мы ориентируемся в первую очередь на оптимизацию внутренних ИТ-процессов, повышение эффективности работы имеющегося персонала, оптимизации имеющегося ИТ-ландшафта, включая инфраструктуру.

TAdviser: Как устроена ИТ-инфраструктура банка? Какие основные системы в ней используются для автоматизации основной и операционной деятельности?

Денис Сотин: Нужно отметить, что в банке достаточно сложная ИТ-инфраструктура, в последние года два банк активно занимается процессом ее оптимизации. Практически все основные бизнес-приложения централизованы и находятся на сопровождении в Москве и региональных центрах, управляемых из Москвы. Подходит к завершению работа по унификации ИТ-ландшафта филиалов банка, значительное количество локальных приложений выведено из эксплуатации, их функциональность замещена централизованными приложениями или признана нецелесообразной.

Тем не менее, количество приложений остается значительным, в общей сложности их порядка 200. Но, естественно, что основных систем меньше. При этом основные АБС (ABS/BIS, функциональность главной книги, продуктового движка, бэк-офиса и пр.) в значительной степени являются уже внутренней разработкой. Судьба основных банковских систем будет решаться в ходе дальнейшего уточнения стратегии.

В остальной части ИТ-ландшафт сегодня состоит преимущественно из собственных разработок либо разработок сторонних организаций для нужд банка. В частности, используются розничный и корпоративный кредитный фронты собственной разработки, ряд CRM-решений, ERP-решения, корпоративное хранилище разрабатывается собственными силами на базе решений IBM, внедряется интеграционная шина на базе решений IBM и т.д.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, о крупнейших проектах, реализованных в банке в 2014 году?

Денис Сотин: В 2014 году основное внимание было сосредоточено на обеспечении различных потребностей бизнес-подразделений банка, а также оптимизации и повышении стабильности работы ключевых банковских систем. В частности, для розничного бизнеса был реализован проект по расширению спектра продуктов для клиентов-физических лиц. Успешно технически реализованы различные виды депозитов, кредитных продуктов, в том числе рефинансирование потребительского кредитования и автокредитования, расширен функционал дистанционного банковского обслуживания.

Кроме того, активно развивались платежные сервисы через удаленные каналы доступа (в частности, внедрена опция «шаблоны» для сохранения реквизитов часто осуществляемых операций в интернет-банке). Значительно расширен перечень получателей платежей через банкоматы, интернет- и мобильный банк. Количество компаний, в адрес которых пользователи интернет-банка могут перечислять платежи, возросло более чем в 2 раза и составило свыше 1 200 компаний. Естественно, все эти задачи потребовали серьезных доработок ИТ-систем, которые были успешно внедрены в рамках указанных проектов.

В корпоративном бизнесе были созданы новые услуги для клиентов в рамках развития клиринговой платформы Росбанка для обеспечения глобальных банковских операций корпоративных клиентов банка, а также корпоративных клиентов Группы. Значительное внимание было уделено реализации регуляторных требований, в частности, требований 383-П (правила осуществления перевода денежных средств), 365-П (взаимодействие с налоговыми органами), иных нормативных актов.

Отдельное внимание в 2014 году было уделено оптимизации процессов обслуживания клиентов, оптимизации операционных процессов, что нашло свое отражение и в изменении функциональности информационных систем, поскольку оптимизация процессов в первую очередь эффективна при повышении уровня автоматизации операций и упрощению интерфейсов.

Одним из основных проектов прошлого года также являлся проект стабилизации и оптимизации работы основных систем банка, направленный на повышение уровня их доступности, надежности работы, оптимизацию внутренних алгоритмов и т.д. В рамках проекта была проведена замена аппаратно-программных комплексов, осуществлен перевод базы данных на новую версию Oracle, обновлены интерфейсы обмена, проработано disaster recovery решение для ключевых систем банка, оптимизированы внутренние алгоритмы, значительно повышен уровень документированности системы.

По итогам проекта был обеспечен высокий уровень доступности системы, значительное сокращение количества инцидентов различного уровня, снижение рисков простоев систем, значительно сокращено время закрытия операционного дня; уменьшено время восстановления критичных данных (в случае необходимости).

TAdviser: Каковы планы банка по направлению ИТ на текущий год?

Денис Сотин: Наши планы можно разделить на несколько направлений. Во-первых, реализация стратегически важных для банка проектов, к которым относится, в частности, ряд проектов розничного бизнеса, реинжиниринг корпоративного хранилища данных, реализация нового бэк-офисного приложения для блока CMIB (capital markets and investment banking) и ряд других проектов, которые влияют не только на реализацию определенной бизнес-функциональности, но и направлены на существенную трансформацию ИТ-ландшафта Росбанка, приближая его к целевой модели.

В настоящий момент все эти проекты детально проработаны, и ожидается утверждение объема и сроков их реализации в 2015 и последующих годах (ключевые проекты распланированы на 2-3 года вперед). Все обозначенные проекты обеспечивают реализацию ключевых инициатив различных бизнес-блоков, отраженных в стратегии Росбанка.

Во-вторых, выполнение текущих задач по дальнейшей оптимизации процессов и продуктов банка, обеспечение его реорганизации, повышение эффективности во всех направлениях деятельности. Данные задачи частично реализуются в рамках запланированных на 2015 год проектов, частично – будут реализовываться в виде текущих запросов на изменения. Эта активность крайне важна для повышения эффективности бизнеса в целом: для обеспечения эффективности внутренних процессов и повышения уровня клиентского сервиса банка.

В-третьих, продолжение начатой в конце 2014 года ИТ-реорганизации и оптимизации деятельности ИТ-блока, выстраивание эффективных процессов управления, повышение эффективности ИТ-подразделений, обеспечение более высокого качества разрабатываемых решений и более высокого уровня поддержки ключевых приложений и бизнес-сервисов, повышение эффективности расходов в части ИТ, оптимизация используемой инфраструктуры.

TAdviser: Планирует ли Росбанк предпринимать что-то в связи с тем, что некоторые зарубежные поставщики ПО ограничивают поставки продуктов в Россию? Заменять какие-то зарубежные продукты на российские?

Денис Сотин: В настоящее время таких планов у нас нет. Стоит отметить, что банк и сейчас использует многие разработки отечественных поставщиков решений. Однако, конечно, в настоящий момент мы не видим альтернативы, например, используемым операционным системам, базам данных, инструментарию разработки и прочим решениям подобного уровня от иностранных производителей.

Кроме того, мы надеемся, что данные ограничения рано или поздно будут сняты. В настоящее время Росбанк они не затрагивают, однако, при дальнейшей разработке стратегии мы принимаем во внимание данный фактор и по возможности продолжим внедрять решения российских поставщиков, при соответствии таковых решений уровню задач банка.

TAdviser: Как устроен ИТ-департамент Росбанка? Сколько человек в нем работает?

Денис Сотин: В настоящий момент в банке существуют две дирекции. Дирекция информационных технологий, отвечающая в первую очередь за развитие систем банка и обеспечение поддержки приложений и сервисов, и Дирекция технической инфраструктуры, которая отвечает за соответствующие вопросы (ЦОДЫ, сети, телеком и пр.). Кроме того, данная дирекция также отвечает за обеспечение инфраструктурных потребностей всех компаний Группы в России.

В состав дирекций входят департаменты. В частности, в Дирекции информационных технологий выделены департаменты, отвечающие за развитие информационных систем, сопровождение информационных систем, управление ИТ (офис CIO). Кроме того, для реализации проекта полного реинжиниринга корпоративного хранилища данных создан департамент, отвечающий за вопросы развития и сопровождения КХД. Данная деятельность носит проектный характер. Однако, учитывая специфику создания КХД, а также длительный характер проекта (более трех лет), было принято решение выделить данное направление в отдельную структурную единицу под руководством руководителя Дирекции ИТ. Аналогичные подразделения (кроме подразделения по хранилищу) выделены также и в Дирекции технической инфраструктуры.

Стоит отметить, что сейчас мы проводим работу по оптимизации работы двух дирекций, выстраиванию сквозных процессов, исключению дублирующих функций и так далее.

TAdviser: Использует ли Росбанк услуги ИТ-аутсорсинга? Если да, то какие именно процессы переданы на аутсорсинг, и как вы оцениваете его эффективность?

Денис Сотин: Безусловно, как и большинство крупных банков, мы используем услуги аутсорсинга и в ряде случаев – аутстаффа.

Использование сторонних организаций оправдано, поскольку в ряде случае закрыть все потребности внутренними ресурсами достаточно сложно или неэффективно, иногда использование внешних ресурсов позволяет добиться большей гибкости в части обеспечения сроков поставки тех или иных решений для бизнеса.

В частности, для ключевых банковских систем мы используем преимущественно собственные центры разработки, однако прибегаем к услугам сторонних организаций для передачи им ряда работ по тем или иным задачам, чтобы не создавать «узкое горлышко» вследствие возможной занятости внутренних ресурсов. С другой стороны, ряд приложений у нас находится практически полностью на разработке в сторонних организациях, со стороны банка производится постановка задачи, контроль разработки, приемка результатов.

Кроме того, на аутсорсинге находится часть работ по обеспечению тестирования. Также на полное сопровождение сторонним организациям передана часть аппаратных комплексов и соответствующего middleware. В настоящий момент все аутсорсинговые услуги подвергаются дополнительной оценке с точки зрения эффективности в рамках проводимой в ИТ-блоке банка программы повышения эффективности расходов. По итогам будет принято решение о возможном расширении ряда аусторсинговых услуг или, напротив их интернализации за счет имеющегося или привлекаемого дополнительного персонала.

Источник: TAdviser, 2015/04/09

Кнопка
связи