Оформите запрос на демонстрацию системы

Мы свяжемся с вами в течение одного рабочего дня, чтобы определить ваши потребности и удобный формат демонстрации системы DIRECTUM:

Заказать демонстрацию

По вопросам выбора и приобретения:
present@directum.ru
+7 (341) 272-11-00

Вверх
@DIRECTUMCompany:   Пожалуйста, подождите, загружаем данные из twitter...

Практика юридической значимости электронных документов

Иван Агапов, руководитель группы аналитики и внедрения Synerdocs

Применение электронных документов

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что электронные документы (ЭД), подписанные электронными подписями (ЭП), широко используются в самых разных сферах российского общества. Все, начиная с государства и заканчивая бизнесом и простыми гражданами, в той или иной степени прибегают к электронному общению.

Сферы, где уже успешно используются ЭД и ЭП

Развитие законодательства в сфере обмена электронными документами

С тех пор как в России начало набирать обороты электронное взаимодействие, законодательство в сфере обмена электронными документами (ОЭД) стало активно совершенствоваться. Появились федеральные целевые программы, начали разрабатываться планы мероприятий по развитию области ОЭД. И, конечно, не стоит забывать о федеральных законах и ведомственных приказах, в которых также стали уделять более пристальное внимание аспектам использования электронных документов.

На данный момент наибольший интерес для нас представляет ряд нормативных документов:

Насколько эффективно реализуются государственные программы и намеченные Правительством РФ планы, можно проследить по новостям, которые регулярно выходят на сайте сервиса обмена электронными документами Synerdocs.

Какие новости в 2015 году можно считать знаковыми для отрасли ОЭД? Прежде всего, стоит отметить работу государственного аппарата, проделанную с целью расширения списка документов, разрешенных к использованию в электронном виде. Так, в июле текущего года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 263, снимающий ограничения по использованию электронных документов физлицами и бизнесом в процессах государственного и муниципального взаимодействия. Плюс ко всему в течение 2015 года удалось обновить форматы электронных счетов-фактур и скорректировать форматы первичных бухгалтерских документов. Но безусловным хитом 2015 года можно назвать внедрение и развитие системы «Электронное правосудие». На эту тему сервис обмена Synerdocs даже провел несколько онлайн-семинаров, с записью которых можно ознакомиться.

Окончательный переход органов государственной власти на обмен электронными документами, по сообщениям проверенных источников, планируется завершить к 2017 году.

Законодательные основы судебной и экспертной практики

Поскольку речь зашла о системе электронного правосудия, остановлюсь на ней подробнее. В частности, затрону такую тему, как практика использования электронных документов в судах, а если быть точнее – в арбитражном судопроизводстве.

Если углубляться в историю использования электронных документов и/или электронной подписи в судах, то первый опыт их применения в судебной практике датируется 2002 годом. Но есть и более свежие примеры:

  • Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А12-31930/2012;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 14.06.2012 N Ф09-5124/12 по делу N А50-18075/2011;
  • Определение ВАС РФ от 23.01.2012 N ВАС-17495/11 по делу N А46-1625/2011 и др.

В соответствии со статьей 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) электронные документы, заверенные электронной подписью, могут использоваться в суде в качестве письменных доказательств:

Документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.

АПК РФ, Статья 75. Часть 3. Письменные доказательства

Плюс ко всему каждый участник дела может направлять в арбитражный суд документы, оформленные в электронном виде с помощью специальных форм на сайте суда:

Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.

АПК РФ, Статья 41, Часть 1. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

Подверглись реформированию и процессы, связанные с внедрением системы электронного правосудия. Примечателен в этом плане Федеральный закон N 41, подписанный Владимиром Путиным в марте 2015 года и затронувший совершенствование вопросов использования электронных документов в уголовном и гражданском процессах.

В соответствии с пунктом 3.3.6 названной Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ изучение документов, поступивших в арбитражный суд в электронном виде, осуществляется судьями и сотрудниками суда при помощи имеющихся в распоряжении суда технических средств. При необходимости по требованию судьи такие документы могут быть распечатаны его помощниками/специалистами судебного состава.

Таким образом, документы, поступившие в арбитражный суд в электронном виде, подлежат исследованию судом.

При этом отсутствие в материалах дела распечатанных экземпляров электронных документов не свидетельствует о процессуальных нарушениях.

Документы, представленные в электронном виде, могут быть приобщены и исследованы без их распечатки на бумажном носителе только в том случае, если они доступны и читаемы в электронном формате.

Источник: pravo.ru.

Подводя итог, хочется заострить внимание на двух важных моментах:

  1. Суд признает законность электронного взаимодействия сторон с использованием ЭД и ЭП.
  2. Суд наделен полномочиями осуществлять процессуальные действия над электронными документами и электронной подписью.

Практика представления электронных документов в арбитражный суд

При подаче в арбитражный суд электронных документов, обязательно следует позаботиться о:

  • наличии файла электронной подписи;
  • надежном цифровом носителе (диск, флэшка);
  • возможности доступа к информационной системе, где был создан ЭД, прямо из судебного заседания.
  • Если вы представляете в суд бумажную копию ЭД, вам следует заверить ее собственноручной подписью ответственного лица.

    Практика. Как предоставлять документы в суд

    Как поможет оператор электронного документооборота?

    Немалую помощь при представлении и использовании электронных документов в качестве письменных доказательств может оказать и оператор электронного документооборота. Используя сервис оператора ЭДО, можно выгрузить:

    • электронные документы вместе с файлами электронной подписи;
    • служебные документы, квитанции, лог-файлы, которые также могут быть использованы в суде в качестве доказательств.

    Кроме того, из сервиса всегда можно распечатать бумажную копию электронного документа для ее последующего заверения.

    Сам оператор ЭДО может выступить третьей доверенной стороной, а представителя оператора можно пригласить в суд в качестве независимого специалиста.

    Выводы и рекомендации

    Как видите, использование электронных документов в качестве судебных доказательств возможно, и практика представления электронных документов в суд действительно есть. Напоследок приведу собственные рекомендации, которые наверняка вам пригодятся в случае применения ЭД и ЭП в судебных разбирательствах.

    • Используйте штампы времени и доказательства действительности ЭП.
    • Подписывайте ЭД квалифицированной ЭП, если нет внутреннего регламента/соглашения между сторонами.
    • Если в суде требуется разрешить какой-то спорный вопрос, но у судьи недостаточно компетенции, используйте экспертизу или пояснения специалиста ЭДО в суде.
    • Представляйте в суд только заверенные бумажные копии электронных документов.
    • Представляйте дополнительные доказательства: квитанции, служебные документы, списки отзыва сертификатов ЭП, которые заранее можно «добыть» с помощью оператора ЭДО.
    • Закрытый ключ ЭП храните конфиденциально, и вы избежите возможных ситуаций несанкционированного использования вашего закрытого ключа ЭП.
Кнопка
связи