Оформите запрос на демонстрацию системы

Мы свяжемся с вами в течение одного рабочего дня, чтобы определить ваши потребности и удобный формат демонстрации системы DIRECTUM:

Это закон, без его соблюдения мы не сможем подключить вас к демо.
Заказать демонстрацию
По вопросам выбора и приобретения: present@directum.ru
в Ижевске: +7 (3412) 72-11-00
в Москве: +7 (499) 277-15-60
Вверх
@DIRECTUMsystem:   Пожалуйста, подождите, загружаем данные из twitter...

Нужны ли цифровому предприятию ЕСМ-системы?

Гимранов Р.Д., начальник управления ИТ ОАО «Сургутнефтегаз»

Согласно теории решения изобретательских задач, человек сам изобретает свое будущее. Именно в этом контексте стоит взглянуть на будущее ECM-систем, какая функциональность будет востребована завтра и послезавтра.

Прежде чем затрагивать день завтрашний выясним, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего. Представьте себе работу над созданием скульптуры. Традиционный подход, который складывался веками, подразумевает кропотливый ручной труд, когда из куска скалы с помощью зубила создается нечто уникальное. А современный подход? Создается компьютерная модель и распечатывается на 3D-принтере. Компьютер настолько прочно вошел в жизнь человечества, что процессы изготовления уже не так интересны, как те модели, которые закладываются. Дальше работает технология. Говоря на языке IT, уже не так интересны разработка и внедрение информационной системы, сколько модель, заложенная в ней.

В основе большинства современных информационных систем заложены архитектурные подходы типа TOGAF, SAM, Zachmann, все они интегрированы. И эта интегрированность — то, чем мы до сих пор гордились — мы создали очень сложную систему, которая исключает двойной ввод, переброски и т.д.

В то же время интегрированность превратилась в проблему. Бизнес говорит: «Добавьте мне в такой-то отчет такую-то колонку». Мы отвечаем: «Хорошо. Две недели». Почему две недели? Потому что нужно продумать множество интеграционных связей, все протестировать, а потом перенести на 3−системный ИТ−ландшафт. Определенно, нужно что-то делать, потому что в основе упомянутых архитектур нет никакого серьезного научного подхода, все они были построены явочным порядком.

Эмерджентная стратификация информационных систем

Обратимся к идее стратификации, которая относится к теории иерархических больших систем и говорит о том, что каждая система — это набор связей и элементов с эмерджентной функцией, которые, в свою очередь, группируются в страты. Каждой страте присущ свой набор понятий, моделей, законов. Таким образом, мы приходим к понятию стратифицированной системы. Однако в теории стратификации не предложен подход, каким образом эти страты выделять. Предлагается использовать понятие эмерджентности.

Итак, система — это совокупность элементов и связей между ними, которые образуют или представляют собой новую функцию или новое свойство, не присущее каждому элементу в отдельности. Например, стул — это уже целая система, на нем можно сидеть, а отдельно на ножках, спинке, подлокотниках сидеть нельзя. Способность предоставить функцию для удобного сидения — это и есть эмерджентное свойство стула. Так и с информационными системами, у каждой есть свое эмерджентное свойство или набор свойств, и вот именно эти свойства предложено положить в основу эмерджентной стратификации информационных систем.

Для информационных систем выделяется пять страт. Первая — это аппаратные ресурсы. Решается задача обработки и хранения данных. Вторая страта — обработка информации, и здесь информация — это уже осмысленные данные, и именно на этой страте живут СУБД, таблицы, запросы. Эмерджентные свойства третей страты — выполнение бизнес−сервисов. Бизнес−сервис — это либо бизнес−операция, либо поддержка принятия решений. Четвертая страта — страта бизнеса, и ее эмерджентное свойство — приносить прибыль. Пятая страта — стратегия, ее эмерджентное свойство — достижение целей.

Если мы посмотрим на степень автоматизации, то мы увидим, что все, что происходит на первой страте, в значительной степень автоматизировано, и степень автоматизации уходи практически в ноль, если мы приходим к бизнесу на уровне стратегии. Точка пересечения автоматизации и участия человека показывает нам движение совокупности элементов во всех стратах, она направлена вверх. И эта степень автоматизации будет все время повышаться от страты к страте. Таким образом задается окно возможностей, в котором мы сегодня действуем, и оно же определяет интересную повестку дня.

В семидесятые годы прошлого столетия мы программировали на Assembler или даже на Pascal, потом появились компиляторы, затем мы стали программировать на языках высокого уровня, появились SQL−подобные языки. На следующем уровне мы начали программировать бизнес, в нашем арсенале уже появились такие языки, как ABAP, которые позволяют программировать на уровне приложений, создавать бизнес-сервисы. И это наша самая главная и интересная активность, которая достигла страты «Бизнес». То есть «Индустрия 4.0», как ее называют, или Digital Business заключается именно в том, чтобы работать на страте «Бизнес». Все предыдущие уровни уже автоматизированы. Мы до сих пор создаем огромное количество кода на Ассемблере, но он создается автоматически, нам сейчас нужно научиться программировать на уровне бизнес&#8722процессов. Если мы научимся программировать бизнес&#8722процессы, то будем соответствовать логике развития информационных технологий в предложенной стратификационной модели.

С одной стороны, нужно начать программировать бизнес−процессы, что позволит построить то самое Real−time enterprise, то есть предприятие, которое действует в режиме реального времени, не только по исполнению ответов на запрос пользователей, но и по адаптации к условиям изменяющейся среды. С другой стороны, необходимо заниматься роботизацией.

Цифровое роботизированное предприятие

Да, именно роботизацией, пусть это немного в стороне от ECM, однако тема важна и тесно связана. Обратимся к определению термина «инфоробот». Это не физический робот, т.к. бестелесен, это не программный агент, т.к. живет среди ресурсов управления предприятием, а тут таких понятий нет, это не АRМ, потому что мы привыкли, что компьютер помогает человеку осуществлять какие-то операции.

Инфоробот — это то, что заменяет человека полностью, это организационный и программный агент, действующий в среде информационных систем управления предприятием и выполняющий ответственную работу за человека.

Никакого GUI, никаких специальных особенностей, помощи человеку, это совершенно самостоятельный программный агент. Возьмем пример: оплата услуг связи или ЖКХ. Стандартная процедура, которая тщательно сопровождается нажатием на кнопочки ответственными специалистами. Но какая операция здесь не может быть роботизирована? Совершенно спокойно все это может делать инфоробот, его поведение детерминировано, есть учетная политика, есть заключенные договора, есть правила оплаты. Таких инфороботов нагенерировано достаточно много, но программная среда ERP еще не готова к тому, чтобы этими инфороботами быть.

С точки зрения Real−time enterprise — это именно адаптивность в режиме реального времени. Изменения в информационные системы сегодня вносятся очень медленно. Классический «Waterfall»: мы тестируем, делаем переносы, программируем, еще раз тестируем, возвращаем на доработку. И это все потому, что подходы к архитектуре у нас старые, а нужны новые. И новый подход заключается как раз в том, чтобы программировать на языке бизнеса.

Мы создаем огромное количество бумажек, на которых нарисованы смоделированные бизнес−процессы, ставим задачи программистам реализовать все это. А нужно сделать так, чтобы, создавая бизнес−процесс, изображая его, мы сразу же порождали информационную систему. Это то, что называется software−принтер. Этот подход будет отражать то движение времени, которое мы сегодня наблюдаем в связи с Индустрией 4.0 или же с основой для цифрового бизнеса.

Цифровой бизнес, бизнес завтрашнего дня — это инфороботы, которые, взаимодействуя с интернетом вещей, порождают электронные документы и делают ответственную работу за человека, и software−принтер, то есть программирование бизнес−процессов, в том числе и инфороботов как бизнес−процессов. Вот такой тренд обеспечивает сегодня платформу цифрового бизнеса и соответствует пониманию диалектики завтрашнего дня, исходя из анализа дня сегодняшнего.

Будущее ECM-систем в новом Digital Business

Теперь перенесем полученные выводы к тому, что же будет с ЕСМ−системами.

Есть некий физический процесс, но протекает он без участия информационных систем, поэтому мы вынуждены где−то специальным образом фиксировать его результаты.

В результате имеем несколько СУБД, несколько информационных систем, которые сегодня дополняют физический бизнес−процесс, какой−то фиксацией. А в идеале должно быть иначе.

Интернет вещей обеспечивает постоянный информационный поток от реального мира в наши информационные системы. То есть интернет хочет стать как можно более точной копией реального мира. Инструменты, исполнители, объект бизнес−процесса сами сообщат системе состояние и действие, которое было произведено. Это событие обрабатывается на лету — Complex Event Processing (CEP). Раньше был просто Event Processing — сохрани и обработай, теперь CEP — обработай на лету, если нужно сохрани. Чтобы появилась запись в базе данных, воспользуемся BlockChain. Не нужно будет формировать отдельный документ, отдельно его подписывать, потому что в базе данных уже находится защищенный нужным образом кусочек.

Все функции распределены между разными информационными системами, чтобы достоверно зафиксировать контент, произошедшее действие или процесс, и все это можно сделать на лету в одной базе данных. В ходе процесса оборудование и инструменты передают системе информацию о том, что происходило, инфороботы выполняют определенные операционные активности, которые необходимо сделать по законодательству или по внутренним правилам предприятия. Лицо, принимающее решение, теперь взаимодействует с элементами искусственного интеллекта.

Таким образом, все то, что создавалось в течение сорока лет сворачивается и интегрируется непосредственно в бизнес−процесс. Это есть лишнее доказательство того, что мы начинаем работать на четвертой страте, на страте «Бизнес». Если раньше мы как−то сопровождали и помогали бизнес−процессу, то сегодня информационные технологии обеспечивают бизнес−процесс, они в нем живут. И эта жизнь должна каким−то образом технологически подтверждаться. BlockChain, комплекс Event−процессинг, интернет вещей обеспечивают эту синергию и реализует свертку. Поэтому будущее ЕСМ — это новый ЕСМ. Прежних ЕСМ, BPM, ERP нет. Все, с чем мы привыкли работать, должно стать совершенно новой Digital−бизнес−платформой.

Сегодня предприятия работают с разными системами, в чем−то по функциональности они пересекаются, но будущего у таких систем нет. Они должны свернуться в совершенно новые системы, которые роботизируют всю ту деятельность, которую мы привыкли автоматизировать, и автоматизируют то, что сегодня происходит совершенно без всякого информационно−технологического участия.

В заключение стоит отметить, что представленный прогноз отнюдь не на год, а на 5 лет, в чем−то, может быть, даже на 10 лет. Надо заниматься не импортозамещением, а импортоопережением — инвестировать в платформы. Сегодня рынок достиг точки бифуркации — точки смены технологий, перехода к новой страте.

Больше материалов с конференции «Сквозные процессы в территориально распределенных компаниях»

Кнопка
связи