Дата материала: 08.07.2012

Инфраструктура для диалога с гражданами. Внедрение СЭД в правительстве Ярославской области

Чтобы создание электронного правительства стало возможным, необходимо сформировать определенную культуру всех ведомственных и межведомственных бизнес-процессов, связанных с подготовкой и принятием решений. В перспективе должен сформироваться электронный государственный служащий. Кроме того, по мере проникновения ИТ в жизнь рядовых граждан должен появиться электронный гражданин. Недавно завершенный проект внедрения в органах исполнительной власти Ярославской области единой системы электронного документооборота является реальным шагом к созданию электронного правительства.

Отсутствие возможности предоставить государственные услуги в электронном виде и организовать надежную обратную связь с обществом делает предполагаемый диалог власти с гражданами бессодержательным. Активное и конструктивно мыслящее население в большинстве своем имеет высокий уровень ИТ-грамотности и уже привыкло пользоваться различными каналами связи. Развитая ИТ-инфраструктура позволяет привлечь население к самому процессу реализации государственных услуг.

Формирование открытого правительства, считает Алексей Бушуев, заместитель губернатора Ярославской области, — это задача превращения политической жизни в стране из монолога в диалог. Необходимо найти формы ведения этого диалога и повысить политический уровень принимаемых управленческих решений, которые учитывали бы различные точки зрения.

В настоящее время многие решения являются результатом работы той вертикали власти, которая сложилась в начале 2000-х годов. Уровень дискуссий между государственными структурами и структурами гражданского общества, различными общественно-политическими организациями, а также между органами власти различного уровня в рамках этой вертикали не соответствует сегодняшним потребностям общества. Этот диалог должен стать более активным и содержательным.

Ориентиры информатизации

Первая программа информатизации в Ярославской области была реализована в 1994 году. Стратегические ориентиры 90-х существенно отличались от сегодняшних — во главу угла тогда ставилась задача привнести ИТ в практику деятельности органов власти. Вычислительные сети в регионе практически отсутствовали, пространство Интернета только начинало формироваться.

Ярославль стал одним из первых городов, где появилось подключение к Интернету (что явилось результатом сотрудничества фонда Сороса с Ярославским государственным университетом им. П. Г. Демидова). Здесь были проложены одни из первых локальных сетей для органов власти. Сегодня, рассказывает Бушуев, фактически идет речь о переводе на новую основу всех процессов обмена информацией, подготовки и принятия решений, а также процессов взаимодействия с гражданами, которые готовы общаться в электронной форме.

Правительство Ярославской области сейчас работает по нескольким направлениям информатизации. Первое — реализация задач, связанных с Федеральным законом РФ № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Второе направление определяется Федеральным законом РФ № 22-ФЗ от 14 февраля 2009 года «О навигационной деятельности», который требует установки оборудования ГЛОНАСС на все социально значимые транспортные средства. Третье направление — создание инфраструктуры пространственных данных. «Еще одно направление работы, ставшее у нас постоянным, хотя оно, к сожалению, и не входит в федеральные программы информатизации, — управление культурно-историческим контентом в Интернете, — рассказывает Бушуев. — Мы всегда стремились наращивать электронные фонды библиотек и музеев региона. Конечно, информации в Интернете много, но далеко не вся она качественная. Следует бороться за поддержку источников, которым можно смело доверять». Наконец, еще одно очень важное направление работы — защита информации.

В потоке документов

Чтобы создание электронного правительства стало возможным, необходимо сформировать определенную культуру всех ведомственных и межведомственных бизнес-процессов, связанных с подготовкой и принятием решений, считает Бушуев. В перспективе должен сформироваться электронный государственный служащий. Кроме того, по мере проникновения ИТ в жизнь рядовых граждан (в частности, развития проекта универсальной электронной карты и порталов государственных услуг) должен появиться электронный гражданин.

Недавно завершенный проект внедрения в органах исполнительной власти Ярославской области единой системы электронного документооборота (ЕСЭД) на основе решений Directum является реальным шагом к созданию электронного правительства. На сегодняшний день во внедренной системе проходит около 60% работы областного правительства в рамках внутренних бизнес-процессов, которые предполагают разработку нормативных актов, работу со служебной корреспонденцией, исполнение и контроль исполнения поручений, а также взаимодействие с органами муниципальной власти и федеральными структурами. Кроме того, отмечает Бушуев, проект существенно повышает ИТ-грамотность государственных служащих. Это важный шаг к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, поскольку оказывать их будут те же самые служащие. Теперь они знают, что такое электронный документ и электронная подпись.

Надежная подпись

На основании принятого в прошлом году Федерального закона РФ № 63-ФЗ «Об электронной подписи» три независимые компании на территории области прошли аккредитацию и получили статус удостоверяющих центров, рассказывает Бушуев. Правда, их деятельность распространяется только на Ярославскую область. Что касается федеральных органов, то сейчас создается федеральная система межведомственного электронного документооборота (МЭДО), оператором которой является ФСО России. «У нас она уже развернута, и наша переписка, например, с администрацией Президента РФ осуществляется в электронном виде, что обеспечивается благодаря интеграции ЕСЭД на платформе Directum с МЭДО», — отмечает Бушуев.

Как только федеральные органы власти перейдут на юридически значимый электронный документооборот, область готова в него включиться. Технические проблемы уже решены: в каждом муниципальном районе и городском округе области имеются рабочие места, которые обеспечивают доступ к ЕСЭД областного правительства, осуществляется обмен электронными документами с электронной подписью. В этом году в области будут отрабатывать типовую систему документооборота для органов власти муниципального района.

Правительственная сеть

Инициативы Ярославского правительства требуют создания надежной инфраструктуры. «У нас проложена собственная мультисервисная сеть, к ней подключены все администрации муниципальных районов и городских округов», — говорит Бушуев. Сеть обеспечивает скорость взаимодействия до 10 Мбит/с. В области имеется также 90 сельских поселений, в которых работают местные администрации. В прошлом году к мультисервисной сети было подключено 38 из них, в нынешнем году планируется подключить всех остальных.

Поддержка сети осуществляется на основе договора о сотрудничестве с компаниями «Ростелеком» и «Мегафон». Саму систему электронного документооборота развивает и поддерживает созданное правительством области предприятие «Электронный регион» — региональный оператор инфраструктуры электронного правительства. Координатором работ по созданию электронного правительства, а также руководителем проектов по реализации его компонентов выступает департамент информационно-аналитического обеспечения области.

Откуда берутся деньги

По словам Бушуева, основные средства на программу информатизации идут из областного бюджета. На 2011–2013 годы запланировано освоить порядка 700 млн руб. Однако, возможно, сумму придется сократить, поскольку растет нагрузка на областной бюджет со стороны социальных программ. В информатизацию региона также вкладывают средства компании-операторы «Ростелеком» и «Мегафон», за три года их инвестиции составили порядка 500 млн руб. От федерального центра средства практически не поступают, правда, финансируется программа реформирования системы здравоохранения по линии Фонда обязательного медицинского страхования — около 100 млн руб.

Промежуточные итоги

За время, прошедшее с момента начала работ по информатизации региона, ИТ стали для госструктур неотъемлемым элементом их деятельности. Все, что сегодня связано с информационно-аналитическим обеспечением и распространением информации внутри органов власти, осуществляется на основе портальных решений. Накапливается база знаний, из которой государственные служащие извлекают информацию для повседневной работы. «ИКТ — это уже не просто компьютер как замена печатной машинки, а возможность доступа к значимым для госслужащего информационным ресурсам», — говорит Бушуев.

В среде государственных служащих рост ИТ-грамотности происходит быстрыми темпами. Когда начинался проект внедрения ЕСЭД, не все сотрудники могли уверенно работать с компьютером. Для государственных служащих был утвержден ИТ-минимум, подписанный губернатором области. В процессе внедрения ЕСЭД компания «ФИНЭКС Качество», исполнитель этого проекта, провела комплексное обучение госслужащих навыкам работы в системе. Дополнительную подготовку получили почти 1200 сотрудников органов власти.

В 2010 году начался перевод госуслуг на электронную основу. К началу 2011 года стали электронными пять услуг для юридических лиц, в частности в области лицензирования и выдачи разрешений на строительство. Недавно создана база для перевода еще 15 услуг в электронную форму. До конца года должно быть оцифровано порядка 40 услуг. Реализацию этих проектов сдерживают «сырые» технологии «Ростелекома» и не до конца сформированная нормативная база. Например, из 15 уже готовых к запуску электронных услуг у шести отсутствует законодательно обоснованная возможность оказания их в электронной форме.

По мнению Бушуева, для граждан очень важно, чтобы в рамках реализации Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» им была предоставлена самая широкая информация о деятельности областного правительства, о проектах и имеющихся нормативно-правовых актах, о целевых программах. Граждане могут обращаться в приемную губернатора по телекоммуникационным каналам. Конечно, это далеко не все, что было запланировано, но все перечисленное работает.

Проблема ИТ-грамотности населения

Далеко не все жители Ярославской области готовы к электронному взаимодействию с органами власти. Эта проблема постепенно решается. Во-первых, создаются условия для тех, кто хочет повысить свою ИТ-грамотность. На основе партнерства с ярославскими вузами и коммерческими структурами, в частности со Сбербанком и «Ростелекомом», открыто несколько социальных учебно-консультационных центров, где все желающие могут получить базовые знания в области ИТ-грамотности, овладеть навыками использования электронных муниципальных услуг и т. д. Центры существуют с 2010 года. Первый был открыт в Ярославле. В 2012 году планируется обучить в них порядка 1700 человек.

Совместно с «Почтой России» разрабатывается пилотный проект по созданию центров доступа к государственным услугам на базе почтовых отделений. В этих центрах нуждающимся гражданам помогут получить ту или иную электронную услугу либо выполнят все необходимые действия для их получения. «Мы прекрасно сознаем, что перевести в электронный вид все услуги для граждан мы сейчас не сможем, — говорит Бушуев. — Почти половина населения области не пользуется Интернетом. Эти люди будут получать услуги традиционным способом, если, конечно, федеральный центр не приступит к массовому обучению граждан работе с компьютерами и Интернетом».

Внутренняя поддержка

В масштабных региональных проектах важна поддержка рядовых пользователей. Бушуев отмечает, что, во-первых, государственным служащим предоставляется возможность обучаться и многие барьеры преодолеваются в процессе обучения. Во-вторых, при реализации проектов такого рода администрация опирается на молодых сотрудников, которые умеют и любят пользоваться ИТ. В-третьих, огромную роль сыграла поддержка губернатора области Сергея Вахрукова. Например, в ходе проекта внедрения ЕСЭД он отказался рассматривать документы, которые были представлены на бумаге, — в результате чиновникам пришлось осваивать ИТ.

Источник: «Директор информационной службы» , № 04, 2012

1

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна