Дата материала: 11.02.2004

Системы электронного документооборота и ECM: обзор последних тенденций на российском рынке. Октябрь 2015

Системы электронного документооборота выбирают со знанием дела

Российский рынок систем электронного делопроизводства и документооборота, по мнению ключевых игроков, сформировался и сейчас находится в зрелом состоянии.

Большинство крупных и даже средних компаний сегодня уже используют какие-либо ECM-решения для того, чтобы организовывать делопроизводство и в целом управлять корпоративными данными (речь не только о документах). Тем не менее, ранее внедренные и когда-то успешно используемые системы с течением времени могут становиться невостребованными по разным причинам.

Так, к примеру, функциональности системы, ориентированной в основном на ведение электронного делопроизводства и имеющей узкий набор прикладных решений в области управления взаимодействием, при росте компании и появлении потребности в организации сквозных бизнес-процессов может оказаться недостаточно. Или же, система, имеющая мощную функциональность, с течением времени может стать слишком дорогой в обслуживании (особенно, если речь идет о западной ECM-системе), что приведет к отказу от ее поддержки и использования. Таких ситуаций довольно много, все они имеют индивидуальные отличия, завязанные на потребностях конкретного заказчика, но все они фактически приводят к тому, что спустя годы после первого внедрения системы электронного документооборота компания может снова встать перед выбором СЭД.

Причем, немаловажно, что при повторном выборе ECM-решения, заказчик будет ориентироваться в теме, сможет грамотно сформулировать потребности и выставить требования к системе.

Целый ряд новостей, появлявшихся на российском рынке систем электронного документооборота в течение июля-сентября 2015 года свидетельствовал о том, что заказчики могут отказаться от одного ECM-продукта в пользу другого. Также на рынке нередки внедрения новых СЭД без отказа от уже используемых систем.

СЭД и импортозамещение, а также СПО

Система электронного документооборота — одна из основных КИС в любой достаточно крупной организации. Это значит, что к системе подключается большое число пользователей и в ней протекают ключевые бизнес-процессы (к примеру управление договорами, организация финансового архива и так далее).

Соответственно, ежегодно компания, использующая СЭД, может сталкиваться с потребностью в докупке лицензий для новых пользователей, вовлекаемых в процессы, а также вынуждена тратиться на поддержку системы. Если данные регулярные затраты, повышающие TCO, по тем или иным причинам вырастут, это может сделать использование системы невыгодным. С такой ситуацией столкнулся ряд заказчиков иностранных ECM-систем в конце 2014 и первой половине 2015 года. Отсюда началась новая волна обсуждения темы импортозамещения в том числе и в области систем электронного делопроизводства и документооборота.

В течение последних трех месяцев российские ИТ-СМИ выпустили несколько пресс-релизов, в которых рассказывалось о внедрениях отечественных систем электронного делопроизводства вместо дорогих иностранных ECM-решений или о переходе компаний на СЭД на базе открытых платформ, не предполагающих оплату лицензий конкретному вендору.

Системы делопроизводства становятся ECM-системами и охватывают до 100% офисных работников

Системы электронного делопроизводства, заточенные только на решение задач канцелярии, не удовлетворяют потребности бизнеса в автоматизации в области управления контентом. Поэтому ведущие вендоры развивают функциональность своих продуктов сверх организации делопроизводства.

Фактически, ведущие системы электронного документооборота, представленные сегодня на российском рынке, представляют собой полноценные ECM-продукты, отвечающие классическому определению по Гартнеру. Они закрывают множество прикладных бизнес-задач, таких как управление договорным процессом, работа с первичными и вторичными учетными документами (в том числе и межкорпоративный обмен), организация и проведение совещаний и так далее.

Значит, сотрудники, которых необходимо подключать к работе в системе электронного документооборота, не локализованы в одном-двух профильных отделах организации. Это, фактически, 100% всех офисных работников, для которых ECM-решение может стать центральной информационной системой и даже основным интерфейсом взаимодействия с документами, заданиями и прочим контентом.

Это подтверждается множеством сообщений о масштабных внедрениях СЭД, охватывающих десятки тысяч пользователей. Речь идет как о внедрениях в государственных органах (в последние три года активно охваченных вендорами и интеграторами благодаря стимулированию автоматизации на законодательном уровне), так и о проектах в коммерческих структурах, приходящих к выводу о необходимости мощного и масштабируемого ECM-решения.

1

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна