Дата материала: 06.08.2025

Эффекты от внедрения ИИ
в разных отраслях

Вопрос осязаемого эффекта от ИИ и сроков его получения — второй по популярности на тематических встречах и конференциях. Почему второй? Потому что в первую очередь всегда спрашивают, когда ИИ заменит человека. Мы уверены, что человеческие интеллектуальные возможности всегда найдут применение на рынке труда, особенно в решении нетривиальных задач. В этом материале предлагаем оценить реальные кейсы внедрения ИИ в российских компаниях и «сухие» эффекты от его применения.

Не станем изобретать велосипед и обратимся к широко распространенным подходам к выработке метрик эффективности ИИ:

  • Бизнес-эффект: снижение затрат или рост выручки
  • Скорость: сокращение сроков процесса
  • Качество и безопасность: предупреждение рисков, выявление нештатных ситуаций
  • Персонализация и доверие: получение «второго мнения», снижение процента человеческих ошибок
  • Самообучаемость: улучшение системы без участия человека

Когда бизнес говорит об эффекте, в первую очередь подразумеваются деньги. Деньги могут быть как прямой выручкой от использования ИИ, так и результатом экономии. Ниже представлены 3 кейса внедрения ИИ от Directum с прямым доказанным эффектом.

ИИ для договорной работы в FMCG

Компания из сектора производства и дистрибуции товаров повседневного спроса применила ИИ-сервисы Ario для обработки договоров. Ежегодно в организации «вручную» вычитывали по 14 тыс. контрактов

Сегодня там используют ИИ для автоматической классификации типов документов, распознавания текстовой информации, извлечения данных и сравнения текстов.

В итоге:

  • ИИ-сервисы сократили время на проверку каждого документа до секунд.
  • В несколько раз ускорилась обработка договоров.
  • Руководителям стало проще принимать управленческие решения за счет подсказок от ИИ касательно выбора исполнителей.

Кроме того, в компании повысилась ответственность персонала: автоматизированная проверка побудила сотрудников быть аккуратнее в работе с версиями контрактов.

Штат остался цел и невредим: никого не сократили, но снизили нагрузку на юристов. Сотрудники в прежнем составе теперь могут решать больше задач.

По итогам внедрения команда планирует тиражировать опыт с договорного блока дальше — на другие области, где сохраняются значительные объемы рутинных действий, включая бухгалтерию, кадровые и проектные операции.

ИИ-нормоконтроль документов в промышленности

Здесь заказчик не ограничился распознаванием и сравнением договорных документов с помощью ИИ: нейросети помогают компании анализировать тексты на соответствие стандартам. Эту область применения ИИ называют «скорингом» или «нормоконтролем».

На входе мы имеем десятки тысяч договоров в год и участников в лице юристов, договорников, финансистов и бухгалтеров — каждый со своими проверками и требованиями к тексту договора.

На проекте применили LLM (большие языковые модели) в составе ИИ-сервисов Directum и набор правил, которые регулировали стандарты формулировок в договорных документах. Правила вместе с текстом договора и запросом «проверить текст на соответствие» отправляли в LLM, а обратно получали сводку вероятных «рискованных» формулировок в тексте.

В результате после первого месяца промышленной эксплуатации:

  • оказалось, что 30% уже заключенных договоров не соответствуют ключевым правилам организации, то есть каждый третий оформленный человеком договор содержал нарушения;
  • сэкономили 2 штатные единицы (FTE): договоры с определенным лимитом по сумме теперь обрабатываются без участия человека — решение по документу принимает ИИ.

На следующем этапе в компании запустили эксперимент с проверкой договоров на соответствие ГК РФ. С нетерпением ждем результатов.

Финансовая отчетность в банке

Типичная ситуация в банке — огромный объем входящей финансовой отчетности и клиентских документов, высокая нагрузка на персонал из-за многократных проверок и переноса данных вручную. Целью проекта стало исключить участие человека в сборе и обработке информации.

С помощью ИИ-сервисов Directum удалось выстроить полноценную автоматизированную систему массовой обработки документов. Искусственный интеллект распознает и классифицирует входящие, выделяет из них необходимые факты и сохраняет полученную информацию в базе данных банка.

Эффект не заставил себя ждать:

  • Около 120 тыс. документов ежемесячно обрабатывают ИИ-сервисы.
  • Банк сэкономил трудовые ресурсы на 10 штатных единиц (FTE).
  • Скорость работы с входящими документами выросла в 5 раз.

Эти кейсы показывают, насколько эффективными могут быть современные инструменты искусственного интеллекта при грамотном подходе к их внедрению и применению.

ИИ от Directum автоматизирует целые участки бизнес-процессов компаний, обрабатывая массивы данных за считанные секунды. В результате организации получают экономию и серьезную поддержку в условиях дефицита кадров. Одновременно эти эффекты положительно влияют на конкурентоспособность бизнеса, а образ современной компании, использующей передовые технологии, добавляет ей привлекательности на рынке работодателя.

Илья Петухов
руководитель проектов по развитию AI-продуктов компании Directum

Планируете внедрять цифровые инструменты?

Узнайте, чем будут полезны решения Directum для вашей компании! Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в течение рабочего дня — определим ваши интересы и подготовим индивидуальную презентацию.

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна
0

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна