Дата материала: 01.10.2025

Место ИИ – в госаппарате

Искусственный интеллект сейчас активно внедряется в систему государственного управления. Многие пользователи считают, что его применение поможет сделать работу органов власти эффективнее, ускорить разработку законопроектов и других документов, улучшить качество принимаемых решений. Чем больше объем информации и сложнее политические и экономические реалии, тем более актуальным становится использование ИИ.

На всех уровнях органов исполнительной и законодательной власти постепенно внедряются цифровые инструменты, задача которых помогать, в том числе депутатам, лучше ориентироваться в большом объеме законопроектов, анализировать общественное мнение и оперативно реагировать на запросы граждан.

Сферы применения разного ИИ в госсекторе

Область приложения ИИ будет соотноситься с его видом и направленностью. Ниже речь пойдет о машинном обучении (ML), обработке естественного языка (NLP) и больших языковых моделях (LLM).

Автоматический анализ текста

ИИ распознает смысловые связи и выявляет противоречия в документах. Основная цель — автоматизировать проверку соответствия законопроектов существующим правовым актам. Ожидаемый эффект — ускорение сроков экспертизы, снижение нагрузки на сотрудников профильных комитетов.

Классификация и ранжирование законопроектов

ИИ выделяет наиболее важные инициативы, ускоряет их рассмотрение и оперативно определяет приоритет проектов. С его помощью можно эффективнее распределить ресурсы, улучшить планирование рабочего графика Госдумы и других департаментов.

Прогнозирование последствий

ИИ моделирует возможные социальные и экономические изменения, которые может принести принятие законопроекта. Такой подход дает возможность снизить риск негативных последствий для экономики и общества.

Аналитика в разных разрезах

ИИ обрабатывает большие массивы данных, извлекает ключевые идеи и формирует сводные отчеты, на основе которых ответственные лица могут принимать обоснованные решения. Подход экономит время на подготовку аналитической документации.

Интерактивные сервисы для граждан

Чат-боты и системы рекомендаций (СППР — системы поддержки принятия решений) для коммуникации населения с властью упрощают отправку запросов и предложений граждан, ускоряют реагирование на обращения. В результате растет доверие избирателей к органам власти и повышается качество систем сбора обратной связи от населения.

Функции и ценности разных технологий ИИ можно систематизировать так:

ИИ-возможность Ценность Технология
Анализ текстов и документов Проверка согласованности ML, NLP, LLM
Классификация и ранжирование Определение приоритетности ML
Прогнозирование Оценка последствий и вариаций Цифровой двойник, ML
Сквозная отчетность и аналитика Поддержка принятия решений Data Mining, ML
Data Mining, ML Улучшение коммуникации с гражданами LLM, NLP

Международный опыт

Мировая практика демонстрирует множество успешных проектов внедрения ИИ в государственные структуры:

  • Индийский парламент начал эксперименты с технологиями ИИ для перевода речи депутатов в письменную форму. Такое нововведение упростит составление протоколов заседаний и повысит прозрачность работы парламентариев.
  • Парламент Великобритании активно исследует возможности использования ИИ для облегчения и ускорения работы законодателей. Технология применяется для снижения административной нагрузки и повышения эффективности парламентской деятельности.
  • Канадский Сенат принял решение использовать ИИ для помощи в составлении резюме законопроектов и поиске сходных законодательных актов. Технологии облегчают понимание сложного юридического текста и способствуют эффективному обсуждению документов.
  • Испанский парламент разработал специальную программу для анализа мнений граждан посредством ИИ. Система автоматически агрегирует данные из социальных сетей и открытых источников, в результате парламентарии могут точнее оценить потребности населения.
  • Президент Казахстана анонсировал масштабные реформы, включая изменение парламентской архитектуры и активное внедрение искусственного интеллекта в правовую среду.

Международный опыт требует адаптации к российским условиям с учетом различий в законодательстве и культурных особенностях.

Внедрить ИИ в органы государственной власти

Примерные шаги на пути работы с ИИ в госсекторе выглядят так.

  1. Сначала разработать концептуальную основу внедрения:
    • определить цели, которые поможет достигнуть внедрение ИИ;
    • выбрать процессы, где ИИ способен оказать максимальное воздействие;
    • подобрать количественные показатели для оценки успешности внедрения ИИ.
  2. Затем проработать внутреннюю инфраструктуру и юридические вопросы:
    • проверить доступность и качество данных;
    • оценить, способна ли ваша ИТ-инфраструктура поддерживать рабочие нагрузки ИИ, совместима ли с существующими системами — для создания среды интеграции;
    • обеспечить конфиденциальность и настройку прав на данные.
  3. Сделать срез текущих знаний у пользователей и провести работы по их подготовке (лекции, мастер-классы):
    • оценить текущие знания и информированность ключевых сотрудников об ИИ;
    • выделить специалистов, которым требуется углубленное обучение работе с ИИ;
    • создать команду со специализацией на ИИ, включающую специалистов по data science , машинному обучению и промт-инжинирингу;
    • обучить рядовых сотрудников основам работы с инструментами ИИ.
  4. Провести пилотные проекты по анализу законопроектов и взаимодействию с гражданами:
    • оценить влияние ИИ-инструмента на ключевые показатели эффективности;
    • внести необходимые корректировки в показатели для повышения эффективности.

После «пилотных» шагов можно переходить дальше:

  • Оценить шире, для каких задач возможно автоматизировать процессы с помощью ИИ, и развить систему поддержки принятия решений.
  • Создать единую цифровую инфраструктуру для всех уровней законодательной и исполнительной власти.
  • Проводить цифровое преобразование рабочих процессов.
  • Регулярно совершенствовать механизмы защиты персональных данных и соблюдения принципов информационной безопасности.
 

При применении ИИ всегда возникают вопросы конфиденциальности информации, предвзятости алгоритмов, инфраструктурных особенностей работы ИИ и появляется необходимость интерпретировать результаты. Не стоит и забывать про «чистоту» данных, которые используются для работы с ИИ. Зачастую первым этапом перед внедрением стоят валидирование и экспертиза ценности данных.

Елена Истомина
Илья Петухов руководитель проектов развития AI-решений Directum

Для минимизации рисков необходимо соблюдать принципы открытости, контролировать работу алгоритмов и привлекать юристов и экспертов для оценки воздействия нововведений. Важно учитывать возможные риски и подходить к вопросам внедрения осознанно, соблюдая баланс между технологическим прогрессом и защитой прав граждан.

Планируете внедрять цифровые инструменты?

Узнайте, чем будут полезны решения Directum для вашей компании! Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в течение рабочего дня — определим ваши интересы и подготовим индивидуальную презентацию.

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна
0

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с вами

Россия (+7)
Азербайджан (+994)
Армения (+374)
Беларусь (+375)
Казахстан (+997)
Кыргызстан (+996)
Молдова (+373)
Таджикистан (+992)
Туркменистан (+993)
Узбекистан (+998)
Другая страна