Хранение документации в 2025 году:
сроки, правила, системы и учет
Без понятной системы хранения документов компания рискует столкнуться с юридическими и финансовыми проблемами. Нарушенные сроки, потерянные оригиналы, путаница в архивах — всё это может обернуться штрафами или судебными спорами.
Вместе с методологом и экспертом направления электронных архивов компании Directum Светланой Азаровой расскажем, как организовать хранение документов в компании.
Качественная организация архива — гарант юридической безопасности и операционной эффективности. С 17 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Росархива от 31.07.2023 №77, который закрепил правила к работе с архивами. В статье постараемся ответить на вопросы о:
- сроках хранения документации для разных типов документов;
- правилах организации систем хранения электронных документов по новым регламентам;
- типичных ошибках и как их избежать.
Правила и порядок хранения документации
Ключевые нормативные акты о порядке хранения документации организации:
- Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле» — основной документ, который регулирует вопросы хранения, комплектования, учета и использования документов.
- Приказ Росархива №77 от 31.07.2023 (Правила 2023), который заменил устаревшие нормативы и ввел новые правила.
- Приказ Росархива № 19 от 13.02.2024 — руководство по предупреждению нарушений и соблюдению обязательных требований в сфере законодательства об архивном деле. Распространяется на все организации и описывает ответственность за нарушения, которые могут повлечь за собой штрафы. .
- ГОСТ Р 7.0.8-2025 — регулирует терминологию в двух смежных областях: делопроизводстве и архивном деле.
На государственном уровне также принимаются меры по масштабному переходу на электронный документооборот. В марте 2024 года было принято распоряжение правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления». Согласно нему, к 2030 году все документы должны храниться в электронном виде.
Как организовать систему хранения документации на предприятии
Система хранения электронных документов (СХЭД) — основа стабильной работы предприятия. Для
делопроизводителей и архивистов это порядок в хранилищах, для ИТ-директоров — надежная
инфраструктура, для бухгалтеров — своевременная отчетность, для кадровиков — соблюдение требований
законодательства.
Виды и типы систем хранения документации
Бумажный архив
Традиционный способ хранения документов. Нужно выделять специальное помещение, соблюдать условия хранения и устанавливать регулярный контроль. Подходит для организаций с небольшим объемом документации или в случаях, когда законодательство требует хранения оригиналов.
Электронное хранилище
Представляет собой систематизированное хранение электронных образов документов (скан-копий).
Фактически, это более удобный вариант бумажного архива, обеспечивающий быстрый поиск и доступ к
документам. Но большинство подобных решений не являются полноценным электронным архивом, так как
не обеспечивают долговременную сохранность юридической значимости, целостности и подлинности
электронных документов, а также не обеспечивают проведения архивных процедур (комплектование фондов,
создание описей, годовых разделов, проведение экспертизы ценности, отслеживание сроков хранение,
автоматическое формирование актов о выделении к уничтожению).
Система хранения электронных документов (СХЭД)
Современное решение для долговременного хранения и управления электронными документами.
Обеспечивает не только быстрый доступ и защиту от физического износа, но и гарантирует юридическую
значимость, целостность и подлинность документов на протяжении всего срока хранения. Дает возможность
предоставлять нужные данные по запросу контролирующих органов и соответствовать требованиям
законодательства об электронном документообороте. Примером такого решения может быть
«Долговременный архив» от компании Directum. Это полноценный электронный архив, который помогает
централизованно хранить документы, в том числе и кадровые, обеспечивать их целостность и юридическую
значимость на протяжении всего срока, а также проводить все необходимые процедуры в соответствии
с правилами российского архивного делопроизводства.
Учет и контроль хранения документов в организации
Для эффективного управления архивом необходимо:
- соблюдать иерархическую структуру хранения: фонд, опись, годовой раздел, дело, документ;
- комплектовать архив по правилам;
- производить регулярные проверки наличия и состояния документов;
- назначить ответственных, отвечающих за ведение и контроль архива;
- обеспечить проведение экспертизы ценности документов;
- иметь возможность контролировать использование архивных документов;
- строго разграничивать доступ к архивным документам;
- иметь удобные механизмы поиска;
- автоматически отслеживать сроки хранения документов и многое другое.
Сроки хранения документации
Сроки хранения документов различны. Они регламентируются различными перечнями, например Приказом
Росархива № 236. В зависимости от значимости документа срок его хранения может быть от 1 года до
«постоянного».
Бухгалтерские документы имеют разные сроки хранения. Большинство документов — временные, до 10
лет, но есть пласт тех, которые хранятся долго или постоянно. Отсутствие этих документов может привести
к большим проблемам для организации и субсидиарной ответственности для руководителя или учредителей.
Научно-техническая документация: отличается обширным видовым составом, включает в себя научно-исследовательскую, проектно-сметную, конструкторскую, техническую документацию. Имеет разные сроки
хранения. По ряду документов архивное хранение начинается с окончания эксплуатации объекта или сноса
здания (документы хранятся до 75 лет и более).
Кадровые документы — для наглядности в таблице представлена малая часть документов и сроков их
хранения:
Тип документа | Срок хранения |
---|---|
Правила внутреннего трудового распорядка | 1 год |
3 года |
|
|
5 лет |
Документы о несчастных случаях на производстве. | 45 лет |
|
50-75 лет |
Невостребованные оригиналы личных документов сотрудников. | |
Штатное расписание. | Постоянно |
Оригиналы личных документов сотрудников: трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства. | До востребования |
Требования к электронным и бумажным архивам
Если вы решили хранить документы в цифровом виде, важно обеспечить их юридическую силу, сохранность
и контролируемую доступность. Для этого необходимо соблюдать строгие требования к передаче, хранению
и ограничению доступа к таким документам.
Перед внедрением СХЭД проверьте, поддерживает ли система формирование архивных контейнеров, сбор метаданных и интеграцию с номенклатурой дел. Иначе процесс передачи в архив превратится в рутину с высокими рисками ошибок.
- Номенклатура дел — обязательный инструмент для систематизации. Без нее невозможно корректно определить сроки хранения, что приводит к ручной обработке каждого документа. Номенклатура должна соответствовать Приказу №77 Росархива (Правила 2023), иначе возникнут сложности при передаче в архив.
- Опись дел структурного подразделения формируется автоматически в системе электронного документооборота (СЭД), но система должна поддерживать экспорт в формате, совместимом с системой хранения электронных документов. Это исключает ручной труд и ошибки.
- Юридическая значимость передачи обеспечивается двусторонним подписанием описи ЭП.
- Формат передачи — строго регламентированный контейнер (п.141 Правил 2023). В него входят:
— файл основной части электронного документа (в формате PDF/A);
— файлы приложений к электронному документу в форматах, предназначенных для текстовых, табличных,
графических и структурированных данных, аудиовизуальных документов (при наличии);
— файлы электронной(ых) подписи(ей) (при наличии);
— файл описания, содержащего регистрационно-учетные сведения о документе (метаданные);
— если СЭД не умеет формировать такой контейнер, потребуются дорогостоящие доработки. - Метаданные — основа для поиска и контроля. Файл описания должен включать дату,
регистрационный номер, вид документа, заголовок, срок хранения, общий объем файлов (в байтах),
индекс дела и связи с другими документами. Подробный состав метаданных электронного архивного
документа строго определен в п. 141 Правил 2023. Если СЭД не собирает эти данные изначально,
сформировать корректный архивный контейнер будет невозможно.

Формат контейнера архивного хранения
Как избежать ошибок при организации учета и хранения документации
Правильная организация хранения документов — это четкое соблюдение законодательства, только в этом случае ваша компания получит удобный инструмент для работы и защиту от рисков.
Типовые ошибки компаний в организации хранения документов
- Нарушение сроков хранения
Одна из типичных ошибок — преждевременное уничтожение кадровых документов. Например, организация уничтожает приказы по личному составу раньше завершения срока их хранения. А потом возникает спорная ситуация и начинаются проверки контролирующих органов. Нарушение правил хранения документов может повлечь ответственность по КоАП РФ в виде предупреждений, штрафов и даже приостановки работы организации до устранения нарушений.
- Открытый доступ к документам
Хранение документов важно производить в конфиденциальности, особенно если они содержат персональные данные или коммерческую тайну. Поэтому так важно обеспечить разграничение доступа в ваш архив.
- Отсутствие номенклатуры дел
Номенклатура дел — это основа формирования дел, которая систематизирует их с указанием сроков
хранения. - Неправильные условия хранения
Аналогичные риски существуют и для электронных документов (ЭД). Простое хранение ЭД в СЭД не обеспечивает их долговременной сохранности, так как зачастую там не предусмотрены механизмы контроля свойств электронного документа, электронной подписи и сроков их действия. Кроме того, отсутствует поддержка архивных форматов, гарантирующих неизменность документа на протяжении всего срока хранения.
Полноценное долговременное хранение электронных документов возможно только в специализированных системах.
Как вести эффективный учет документов
Оптимально в современных реалиях переходить на электронную систему хранения.

Решение Directum RX «Долговременный архив» помогает создать централизованный архивный фонд компании для электронных оригиналов и скан-копий бумажных документов. Все фонды хранятся по правилам архивного делопроизводства.
Тренды и перспективы хранения документации
Сфера архивного хранения стремительно уходит в цифру. Уже сегодня государство предпринимает активные действия в сторону перехода к электронному архиву, сам бизнес видит в этом все больше перспектив. Компании, которые не адаптируются, рискуют столкнуться с проверками, штрафами и потерей данных.
Ожидается ужесточение контроля за соблюдением сроков и условий хранения, особенно в части электронных документов. Развиваются облачные СХЭД, ИИ-сервисы для поиска и анализа документов, системы долгосрочного цифрового архива с юридической значимостью.
Бумажные архивы уходят в прошлое. В приоритете — автоматизация, соответствие законодательству и безопасность данных.
Грамотно выстроенная система хранения — это гарантия управляемости, законности и прозрачности бизнеса. Соблюдение сроков и условий помогает избежать штрафов, сохранить важные данные и спокойно проходить любые проверки. Основой такой системы становятся номенклатура дел, понятная структура архива и современная технология, особенно если речь идет об электронном документообороте.
Документы — это безопасность компании. Чем раньше вы наведете порядок, тем меньше рисков будет поджидать вас в будущем.